-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Lunnite

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 27.05.2011
«аписей: 307
 омментариев: 66
Ќаписано: 512

¬се дл€ школы

¬торник, 01 ћа€ 2012 г. 02:13 + в цитатник

¬ас интересуют “рехсложные размеры ? “огда советую посетить сайт и прочитать более подробно!


 

 

»нтересное — важнейша€ комплексна€ категори€, охватывающа€ практически все €влени€ культуры. —реди оценочных эпитетов, примен€емых в наше врем€ к произведени€м литературы и искусства, науки и философии, «интересный» — едва ли не самый частый и устойчивый. ≈сли в прежние эпохи ценились такие качества произведени€, как истинность и красота, полезность и поучительность, общественна€ значимость и прогрессивность, то в XX веке, и особенно к его концу, именно оценка произведени€ как «интересного» служит почти ритуальным вступлением ко всем его дальнейшим оценкам, в том числе критическим. ≈сли произведение не представл€ет интереса, то и разбор его лишен мотивации. ≈ще до того как мы пускаемс€ в разбор произведени€ с какой-то специальной точки зрени€, мы говорим, что это произведение представл€ет определенный интерес и тем самым побуждает нас к анализу. Ѕолее того, пон€тие «интересного» не только служит введением в дискуссию о предмете, но часто выступает и как заключение и увенчание дискуссии. «Ќесмотр€ на отмеченные недостатки, эта стать€ интересна тем, что...» «”казанные достоинства произведени€ позвол€ют объ€снить тот интерес, который оно вызвало у читателей». «»нтересность» — это исходное, интуитивно постигаемое качество произведени€ и одновременно конечный синтез всех его рациональных определений.
485

¬ р€де случаев, разумеетс€, произведение рассматриваетс€ как лишенное внутреннего интереса и именно поэтому представл€ющее некоторый «внешний» интерес дл€ характеристики читательских вкусов, книжного рынка, издательской политики и т.д. Ќапример, бездарна€ книга стихов или безграмотное учебное пособие могут представл€ть интерес как симптом каких-то общественных процессов и тенденций. “аким образом, необходимо провести разграничение между собственно интересным произведением и произведением как элементом какой-то интересной ситуации. ¬ последнем случае часто используетс€ выражение «представл€ет интерес как...». ѕроизведение, само по себе мало интересное, может представл€ть интерес как «выражение упадка читательских вкусов», как «свидетельство кризиса писательского даровани€» и т. п. Ѕывают интересные люди и книги — и бывают интересные ситуации, элементом которых станов€тс€ неинтересные люди и книги.


 атегорию интересного оспаривают на том основании, что она €вл€етс€ субъективной. «ќдних интересует одно, других — другое. »нтересное всегда интересно-дл€-кого-то». Ќо то же самое можно сказать и о «прекрасном», и о «добром», однако мало кто оспаривает необходимость эстетики и этики как наук о прекрасном и добром. “о, что интересует мен€ в одном, а другого в другом, интересует нас в каком-то общем смысле, который и подлежит вы€влению. ¬опрос не в том, что интересно дл€ разных людей, а что такое само интересное,
486

что значит «интересовать» и «быть интересным». ≈сли одного интересует хоккей, а другого футбол, одного философи€, а другого литература, одного √егель, а другого Ќицше, то все они наход€т дл€ себ€ что-то интересное в разных €влени€х: и вот само это €вление интересного интересует нас. ¬ данном случае мы совершаем простейшую феноменологическую редукцию, вынос€ за скобки субъектные и объектные факторы, кого и почему интересует то, а не другое, и сосредотачива€сь на самом феномене интересного, который один и тот же дл€ всех, кто бы чем ни интересовалс€.


»гра между двум€ полюсами одной модальности, возможным и невозможным, переход наименее возможного в наиболее возможное — вот что составл€ет феномен интересного. “ак, интересность научной работы или теории обратно пропорциональна веро€тности ее тезиса и пр€мо пропорциональна достоверности аргумента. —ама€ интересна€ теори€ — та, что наиболее последовательно и неопровержимо доказывает то, что наименее веро€тно. Ќапример, веро€тность того, что человек воскреснет после смерти, исключительно мала, и теори€ и повествование, которые доказывают возможность воскресени€, уже на прот€жении двух тыс€челетий наход€тс€ в центре интересов значительной части человечества, определ€ют сюжетосложение всей истории. ¬еро€тность, что старец ‘едор  узьмич — это император јлександр I, достаточно мала, и веские исторические доказательства в пользу этого тезиса были бы исключительно интересны.
487



ѕо мере того как веро€тность тезиса растет, а достоверность аргумента падает, теори€ становитс€ менее интересной. Ќаименее интересны теории: (1) либо доказывающие самоочевидный тезис, (2) либо привод€щие шаткие доказательства неочевидного тезиса, (3) либо, что хуже всего, неосновательные в доказательстве очевидных вещей. “аким образом, интересность теории зависит не только от ее достоверности, но и от малой веро€тности того, что она объ€сн€ет и доказывает.


»нтересность — это соотношение, образуемое дробью, в числителе которой стоит достоверность доказательства, а в знаменателе — веро€тность доказуемого. »нтересность растет по мере увеличени€ числител€ и уменьшени€ знаменател€. „ем менее веро€тен тезис и чем более достоверен аргумент, тем интереснее научна€ иде€.


Ётот же дво€кий критерий интересности можно распространить и на литературное произведение. »нтересен такой ход событий, который воспринимаетс€, с одной стороны, как неизбежный, с другой— как непредсказуемый.  ак и в научной теории, логика, и последовательность художественного действи€ сочетаютс€ с его неожиданностью и парадоксальностью. ¬от почему известное изречение ¬ольтера «все жанры хороши, кроме скучного» применимо и к научным жанрам и методам. —кучность метода — это не только его неспособность увлечь исследовател€ и читател€, но и признак его научной слабости, малосодержательности, когда выводы исследовани€ повтор€ют его посылки и не содержат ничего неожиданного, удивл€ющего.


ѕараметры интересности задаютс€ сходно дл€ книги, дл€ личности, дл€ ситуации. Ќеинтересна€ книга, котора€ вышла в престижном издательстве или пользуетс€ массовым успехом, создает парадокс, которым и определ€етс€ интерес данной ситуации.  ак и в случае с интересной теорией или интересным романом, перед нами веро€тностна€ пирамида, на вершине которой находитс€ крайне маловеро€тное событие, а в основании — достоверный факт, что такое событие произошло вопреки своей неверо€тности.
488

ѕон€тие «интерес» происходит от латинского «inter-esse», т.е. буквально означает «быть между, в промежутке». » в самом деле, интересно то, что находитс€ в промежутке двух крайностей — между пор€дком и свободой, между достоверностью и неверо€тностью, между логикой и парадоксом, между системой и случаем. —тоит чему-то одному вз€ть верх, оттеснить другое — и интерес тотчас же пропадает, замен€€сь сухим уважением или в€лым безразличием. Ќас интересует не просто странность или безумие, но такое безумие, в котором есть сво€ система, и така€ иде€, в которой, при рациональном зерне, есть что-то безумное, выход€щее за границы здравого смысла. ѕерефразиру€ Ќильса Ѕора, можно бы сказать: «Ёта иде€ недостаточно безумна, чтобы быть интересной».


ѕон€тие «интересное» часто употребл€етс€ в современной науке, обознача€ такое свойство теории, которое делает ее интеллектуально привлекательной, физик ‘римэн ƒайсон (Freeman Dyson) развивает принцип «максимального разнообрази€», согласно которому «законы природы и начальные услови€ таковы, чтобы сделать вселенную как можно более интересной»1.  ак только жизнь становитс€ скучной, уравновешенной, происходит нечто непредвиденное: кометы удар€ютс€ о землю, наступает новый ледниковый период, разыгрываютс€ войны, изобретаютс€ компьютеры... Ќаибольшее разнообразие ведет к стрессу в жизни и интересу в познании. —пециалисты по теории хаоса часто употребл€ют «интересный» в значении «сложный», «нелинейный», не поддающийс€ упрощению и предсказанию.
489

«»нтересное» как категори€ сравнительно недавно вызвало интерес философии, причем часто в полемических цел€х заостр€етс€ ее нетрадиционность 1. ѕостмодерные философы ∆иль ƒелЄз и ‘еликс √ваттари резко противопоставл€ют «интересное» знанию и истине как устаревшим эпистемам. «‘илософи€ состоит не в знании и вдохновл€етс€ не истиной, а такими категори€ми, как »нтересное, ѕримечательное или «начительное, которыми и определ€етс€ удача или неудача. <...> ќдни только профессора могут, да и то не всегда, писать на пол€х "неверно", у читателей же скорее вызывает сомнение значительность и интересность, то есть новизна того, что им предлагаетс€ читать. <...> «ƒаже отталкивающий концепт об€зан быть интересным.  огда Ќицше создал концепт "нечистой совести", он мог усматривать в этом самую отвратительную вещь на свете и тем не менее восклицал: вот тут-то человек становитс€ интересен!» <...> ..ћысль как такова€ производит нечто интересное, стоит ей получить доступ к бесконечному движению, освобождающему ее от истины как предполагаемой парадигмы, и вновь обрести имманентную творческую потенцию»2.
-----------------------------

1 ¬прочем, еще Ўопенгауэр рассматривал интересное как категорию волени€ и противопоставл€л ее прекрасному как категории представлени€. «...»нтересною называем мы драму или эпическое стихотворение тогда, когда событи€ и поступки, о которых они повествуют, побуждают нас к участию в них, событи€х,— участию, которое совершенно подобно испытываемому нами при действительных событи€х, где замешана наша собственна€ личность. <...> —лово "интересно" служит дл€ обозначени€ всего, что приобретает сочувствие индивидуальной воли, quod nostra interest ¬ этом €сно про€вл€етс€ различие между прекрасным и интересным: первое относитс€ к познанию, и притом к самому чистому; второе воздействует на волю» (Ўопенгауэр. 06 интересном // 06 интересном. ћ- ќлимп, 1997. — 402, 403).

2 ƒелЄз ∆иль. √ваттари ‘еликс. „то такое философи€? — 108,178 (в перевод вневены небольшие стилистические изменени€).
490

»так, интересное, по ƒелЄзу и √ваттари, это альтернатива познанию истины и поиску согласи€. »нтересно то, что отталкивает и отвращает; интересно то, что не соответствует действительности; интересно все, что нарушает положительную конвенцию знани€, противостоит как свидетельствам фактов, так и вкусам зрителей. “ака€ концепци€ интересного, котора€ св€зывает его только с «мощью творени€», на мой взгл€д, чересчур романтична — и так же однобока, как рационалистическа€ концепци€ истины. »нтересное образуетс€ именно в раздвоении и совмещении двух критериев, а не в исключении одного другим. –омантическое интересно, поскольку оно обнаруживает свою рациональную сторону, и наоборот. Ёдгар ѕо или ’. Ћ. Ѕорхес — интереснейшие писатели именно потому, что у них тайна поддаетс€ рационалистической расшифровке, но и сама расшифровка не упраздн€ет, а усиливает чувство какой-то еще более объемлющей тайны. ћысль, котора€ заведомо противитс€ фактам и презирает их, столь же скучна, как и мысль, котора€ плоско опираетс€ на факты. »нтересное — то, что ловит теб€ в ловушку, заманивает, захлопывает и позвол€ет «быть между»: между двух взаимно исключающих и равно необходимых качеств предмета. »нтересно быть между тезисом и антитезисом, когда и синтез между ними невозможен, и конфликт исчерпан, и победа того или другого исключена... »нтересность — это зависание между, в точке наибольшей интеллектуальной опасности, наименьшей предсказуемости: между системой и безумием, между истиной и ересью, между тривиальностью и абсурдом, между фактом и фантазией.
491

“аким образом, истинность, правильность и верность теории (а это, кстати, три различных свойства) суть необходимые, но недостаточные услови€ ее интересности. ћожно условно провести такое различие: теори€ истинна, когда она соответствует внешним фактам; правильна, когда она внутренне непротиворечива; верна, когда она подтверждаетс€ проверками и экспериментами- Ќо интересна она только в том случае, если предметом обосновани€ в ней €вл€етс€ малоочевидное 1. „ем менее веро€тен тезис в начале и чем более он достоверен в итоге, тем более захватывающим €вл€етс€ путь теории, тем больше в нее вложено интеллектуального напр€жени€. »нтересное исследование — это приключение мысли, котора€ то и дело тер€ет точку опоры, сбиваетс€ с пр€мого пути, попадает в неловкие положени€, переступает границы мыслимого. ≈сли постструктурализм, в лице ‘уко, ƒелЄза и √ваттари и других теоретиков, считает истину устаревшей эпистемой и отказывает ей в каком-либо концептуальном статусе, то следующа€ эпоха мышлени€ восстанавливает интерес к истине, но уже в составе более широкой категории интересного. »стина заново приобретает интерес именно как неожиданна€ и неверо€тна€ истина, не только отражение того, что есть, но и предвосхищение того, чего быть (почти) не может.
-------------------------

1 »сследование, даже тривиальное по своим результатам, может быть интересным, если оно развертываетс€ в неожиданной области, если нетривиально выбран сам предмет исследовани€. ≈сть много факторов «неверо€тности», включенных в игру мышлени€, начина€ с выбора темы и определени€ терминов и конча€ обоснованием главного тезиса.
492

. ƒостоинство любого писател€, в том числе теоретика, — быть интересным, но это не значит — интересничать, т. е. нарочно привлекать к себе интерес.  ак
правило, интересничанье быстро распознаетс€ и убивает интерес к себе, притупл€ет внимание и любопытство. »нтересничанье— это интеллектуальное кокетство, т. е. спазма, «судорога» интересности, скоротечное израсходование ее ресурса, взрыв неожиданного, когда еще не успело оформитьс€ само ожидание. »нтересность создаетс€ на коротких отрезках текста, а текст в целом оказываетс€ в€лым и лишенным интриги. „асто приходитс€ жертвовать интересом отдельного пассажа, чтобы создать некую инерцию ожидани€ и подтолкнуть интерес к последующему неожиданному развитию (мысли или действи€). »нтерес книги может вы€витьс€ лишь в объеме ее целого, от первого до последнего слова, и может падать и подниматьс€ на ее прот€жении, достига€ высшего напр€жени€ в конце.


 ак ни странно, наиболее интересны те произведени€, которые написаны не ради чистого интереса, а ради познани€ мира и человека, ради воплощени€ какой-то идеи, ради эмоционального самовыражени€, ради создани€ оригинальных образов. ¬ этом «диалектическа€» особенность интереса, который тем вернее достигает своей цели, чем больше уклон€етс€ от нее. ¬ природу интересного входит его независимость от того или тех, кого оно может заинтересовать. ≈сли книга написана только дл€ того, чтобы быть мне интересной, € легко могу без нее обойтись, ведь сам дл€ себ€ € и так достаточно интересен.  азалось бы, в само пон€тие «интереса» входит отнесенность к потребителю, перципиенту— быть интересным дл€ кого-то. Ќо то, что по-насто€щему интересует нас, интересно лишь
493

постольку, поскольку не пытаетс€ нас заинтересовать, — оно увлекает нас за собой, а не тащитс€ покорно за нами. «аискивать перед публикой, доискиватьс€ ее внимани€ — лучший способ ее потер€ть, утратить ее интерес. Ќа такие случаи интересности, лишенной собственного центра и потому быстро переход€щей в безразличие, указывает ћартин ’айдеггер:


«...осталось ли сегодн€ еще хоть что-нибудь, чем бы не интересовалс€ человек в том смысле, в котором понимаетс€ сегодн€шним человеком слово "интересоватьс€"? Inter-esse значит: быть среди вещей, между вещей, находитьс€ в центре вещи и стойко сто€ть при ней. ќднако сегодн€шний интерес ценит одно лишь интересное. ј оно таково, что может уже в следующий момент стать безразличным и сменитьс€ чем-то другим, что нас столь же мало касаетс€. —егодн€ нередко люди считают, что, наход€ какую-то вещь интересной, они удостаивают ее своим вниманием. Ќа самом же деле такое отношение принижает интересное до уровн€ безразличного и вскоре отбрасывает как скучное»1.


»нтересный человек, интересна€ книга наполнены собой и своим, но не до кра€, они могут еще забрать «на свой борт» и читател€ и увести за собой.


≈сть такие талантливые люди, с которыми неинтересно, потому что они переполнены собой и не оставл€ют места ни дл€ кого, кроме себ€. »х интересность приближаетс€ к нулю, как и интересность совсем пустых людей, у которых ничего нет, которым некуда вести слушател€ или читател€. — трагедией бедного человека, которому «некуда идти» (вспомним ћармеладова у
---------------------------

1 ’айдеггер ћ. „то значит мыслить? // –азговор на проселочной дороге. »збранные статьи позднего периода творчества. ћ.: ¬ысша€ школа, 1991. — 135—136.
494

ƒостоевского), сопоставима трагеди€ скучного человека, которому некуда вести за собой. ≈сть люди как фонтан— из себ€ извергающие себ€ же, и люди как вата, из которых не выдавишь ни капли, и люди как губка — впитывающие и изливающие. ѕоследние — самые интересные. Ќе фонтан и не вата, но губка— эмблема интересного.


»нтересное не только вовлекает нас в свое междубытие, но и само находит в нас место «между». ћежду мною и мною. ћежду моей данностью и моей возможностью. »нтересное — это то, чего нам не хватает, чтобы быть самими собой, или, точнее, стать теми, кто мы есть. ¬ человеке всегда есть расхождение между актуальным и потенциальным, между тем, что он есть, и тем, чем он может быть. »нтересы человека и сход€тс€ к той точке, где он может восполнить и превзойти себ€. ѕритом потенциальное совсем не об€зательно должно переходить в актуальное — важно сохран€ть и расшир€ть эту зону потенциального, поскольку в известном смысле человек и есть то, чем он может быть, он реален в качестве нереализованной потенции, и само осуществление определенных возможностей нужно ему дл€ того, чтобы расширить далее сам круг возможностей. „еловека интересует то, в чем он узнает возможность дл€ себ€ быть иным, остава€сь собой. ƒаже поверхностные интересы имеют свою экзистенциальную сторону. Ќапример, интересу€сь атлетикой, человек испытывает возможность быть сильнее и быстрее себ€ самого. »нтерес принимает самое глубокое участие в самоопределении человека как потенциального существа, в его стремлении «быть целым миром».
495



»нтересов и больше, и меньше, чем индивидов, поскольку (1) один индивид имеет много интересов и (2) один интерес раздел€ют много индивидов. ¬ этом отношении интересы сходны с универсали€ми и могут быть охарактеризованы как «универсалии-дл€-индивидов», в отличие от просто универсалий, или «универсалий-в-индивидах». ”ниверсали€ в обычном смысле этого слова объективно присуща индивиду (как человеку, так и вещи) и не зависит от его сознани€ и желани€. Ќапример, такие универсалии, как «наци€», «класс», «темперамент», «мышление», «€зык» (т.е. способность мыслить и говорить), не могут считатьс€ интересами. Ќо «чтение», «наука», «искусство», «политика», «спорт» могут считатьс€ универсали€ми-дл€-индивидов, и следовательно, интересами. »нтересы — это динамические качества, которые, в отличие от универсалий, не охватывают наличное бытие индивидов, но образуют область потенциального, т. е. задаютс€ и «потенцируютс€» самими их обладател€ми.


ѕоказательно, что «интересность» может выступать как синоним беременности. «∆енщина в интересном положении». »нтересно то, что она одна, но их уже двое: в ней угадываетс€ друга€ жизнь, погруженность в себ€ и возможность выхода из себ€. »нтересность — это форма потенциальности, своеобразна€ «беременность», когда человек вынашивает в себе другого, когда его «€» раздваиваетс€, чтобы обнаружить иное в самом себе.


»нтересность — это то свойство, которое скрепл€ет «очевидное» и «неверо€тное», не позвол€€ им оторватьс€ друг от друга.  ак только один момент начинает резко преобладать над другим, например старательно доказываетс€ легко доказуемое (очевидное) или провозглашаетс€ и не доказываетс€ трудно доказуемое (неверо€тное), интерес утрачиваетс€, переход€ в скуку согласи€ или досаду невери€.

 

Ёпштейн ћ. «нак пробела: ќ будущем гуманитарных наук. - ћ.: ЌЋќ, 2004, с. 485-496.

—ери€ сообщений "»нтересное":
„асть 1 -  огда по€вились фамилии?
„асть 2 - „то такое —олнце?
...
„асть 14 -  ј ќ… ƒ–ј√ќ÷≈ЌЌџ…  јћ≈Ќ№ ¬јћ ѕќƒ’ќƒ»“?
„асть 15 - »нтересное о «олушке
„асть 16 - ¬се дл€ школы
„асть 17 - јмериканский середн€чок Nissan Altima
„асть 18 - –азвитие ребенка
„асть 19 - «везда
„асть 20 -  ак создавать реальность




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку